МБОУ "Муромцевская СОШ № 1"
р.п. Муромцево
  • Как родителям помочь своим детям включиться в учебный процесс?

    Автор: МБОУ "Муромцевская СОШ № 1"
    Как родителям помочь своим детям включиться в учебный процесс? Иногда за нежеланием учиться не стоит какая-то серьезная проблема: ребенку просто может быть сложно вернуться к учебе, особенно после каникул или болезни. Есть три метода, которые могут использовать родители, чтобы помочь преодолеть этот сложный период. Напоминание о приятных вещах в школе. Большинство первоклассников идут в школу с удовольствием. Статус «ученика», первая учительница, учебники и даже домашняя работа кажутся вчерашнему дошкольнику захватывающим приключением. Но к концу четвертого класса даже у самых мотивированных детей желание учиться снижается, если не пропадает совсем.
    Как родителям помочь своим детям включиться в учебный процесс?.
    Как родителям помочь своим детям включиться в учебный процесс?
    Иногда за нежеланием учиться не стоит какая-то серьезная проблема: ребенку просто может быть сложно вернуться к учебе, особенно после каникул или болезни. Есть три метода, которые могут использовать родители, чтобы помочь преодолеть этот сложный период.
    Напоминание о приятных вещах в школе. Большинство первоклассников идут в школу с удовольствием. Статус «ученика», первая учительница, учебники и даже домашняя работа кажутся вчерашнему дошкольнику захватывающим приключением. Но к концу четвертого класса даже у самых мотивированных детей желание учиться снижается, если не пропадает совсем. На первый план выходит не успех в учебе, а статус среди сверстников и возможность общения с новыми, значимыми для них взрослыми. Это нормальный этап взросления, через который проходят почти все дети.
    Новые мотивы можно использовать, чтобы вернуть ребенку интерес к школе: «В прошлом году вы много ездили на экскурсии. Помнишь поездку в Москву? Мне кажется, вы с ребятами там весело провели время. В этом году, скорее всего, поедете еще куда-нибудь. А куда бы ты хотел? Кстати, ты не виделся еще с Васей и Пашей? Где они провели каникулы?»
    Внимательно слушайте ответы ребенка и поддерживайте общение с помощью наводящих вопросов. Подобный диалог помогает погрузить ребенка в атмосферу приятных воспоминаний о школьных друзьях, любимом учителе и совместной деятельности, которая особенно нравится подростку. Так появляется желание встретиться и снова пережить приятные моменты.
    Похвала. Доброе слово любому приятно, а подросток особенно в нем нуждается. Пока ребенок маленький, у родителей с похвалой и даже восхвалением нет проблем: «великолепный рисунок», «самая красивая девочка», «лучшая поделка» и «незабываемое выступление на празднике».
    Но стоит ребенку перейти в среднюю школу, как поток похвалы резко снижается. Как раз тогда, когда самооценка подростка падает и он особенно нуждается в поддержке и одобрении, родители считают, что он уже взрослый и похвала ему не очень-то полезна. «Сам должен понимать, что учеба нужна прежде всего ему самому», «Это ему ЕГЭ сдавать и в вуз поступать», «Да и хвалить особенно не за что». Увы, столь далекие перспективы, как поступление в вуз и хорошая работа, для подростка слишком размыты.
    Взрослый человек работает и получает за это вознаграждение каждый месяц, а иногда и чаще. Ребенка 11—12 лет слова о том, что надо заработать много баллов на ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз, не мотивируют. Нужны какие-то более близкие цели и ощутимые достижения. Если в учебе вы не находите поводов для похвалы, попробуйте посмотреть шире. Ребенок хорошо играет в футбол? «В этом году ваша команда уже будет в лиге средней школы. Вы сможете выезжать на турниры. Это будет интересный год».
    Говорить что-то вроде «Тебе придется много трудиться, потому что в прошлом году у тебя по математике была тройка» нельзя, так как это еще сильнее отобьет желание учиться.
    Система бонусов. Взрослые привыкли к системе бонусов, премий и вознаграждений на работе: дополнительный выходной, личный кабинет и обычная премия. Это не всегда и не обязательно деньги. Так почему бы не использовать такую систему для подростка? В качестве бонуса можно выбрать поездку с друзьями на картинг, поход в боулинг, покупку нового самоката. Меня часто спрашивают, не является ли это подкупом. Но ведь взрослые тоже любят получать премии! Со стороны начальства это не подкуп, а стимуляция.
    Единственное, что я настоятельно не рекомендую использовать в качестве вознаграждения, это компьютеры, игровые приставки, гаджеты, которые будут отвлекать от учебы. Дарите то, что может быть интересно ребенку, но не будет ему мешать.

    Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий?
    Хотелось бы ответить однозначно, но все зависит от человека. Большинство детей к 12 годам уже умеют организовывать свою деятельность, но если ваш ребенок не научился этого делать, то его предстоит контролировать и постепенно обучать этим навыкам.
    Бывает, что подростки обманывают. Говорят, что выполнили домашнее задание, а сами даже не открывали учебник. Причины могут быть разные — от недостатка мотивации до отсутствия контроля со стороны учителя.
    Что делать в этом случае? Попробуйте использовать технику ненасильственного общения, которую разработал американский психолог Маршалл Розенберг. Его формула состоит из четырех компонентов, каждый из которых исключает оценку или перекладывание ответственности:
    Факт: «Я вижу в электронном журнале, что ты получил двойку по математике и комментарий учителя, что ты не делаешь домашние задания». Важно, чтобы факт был без оценочным и содержал я-сообщение, то есть это должна быть фраза от первого лица.
    Эмоции: «Меня это безумно расстраивает». Назовите конкретную эмоцию, которую вы испытываете.
    Потребности двух сторон: «Я понимаю, что уроки — не самое интересное для тебя. Но и ты пойми: я хочу, чтобы ты усвоил хотя бы базовые знания по всем школьным предметам».
    Просьба: «Я тебя очень прошу впредь делать домашнюю работу».
    Если вы повторили просьбу два раза, но ребенок ее проигнорировал, можно добавить еще один шаг — негативные последствия: «Повторение ситуации с двойкой и отсутствием домашнего задания приведет к тому, что…» А дальше четко оговаривается, какие именно последствия последуют и сколько это продлится. Например, если ребенок любит играть в футбол, попросите тренера оставить его на скамье запасных во время дружеского матча. Хочет пригласить в гости подруг с ночевкой и устроить девичник? «На две недели мораторий на развлечения». Так подросток постепенно осознает, что именно его действия влияют на события в жизни, а за свои поступки приходится отвечать.
    Как развить мотивацию?
    Интерес к познанию мира рождается в раннем детстве, когда малыш исследует окружающее пространство самым простым и доступным способом: трогает, кусает, бросает окружающие предметы. Если в это время родители сильно ограничивают деятельность ребенка, устанавливают запреты и сажают его в манеж, они гасят естественную познавательную активность.
    С другой стороны, перегружать ребенка впечатлениями и покупать двести развивающих игрушек тоже не стоит. В чрезмерном изобилии малыш не успевает научиться чего-то хотеть. Когда родители подают ему все на блюдечке с голубой каемочкой, он перестает разбираться в своих желаниях. Если для того, чтобы достигнуть желаемого, надо в определенный момент приложить усилия, ребенку проще отказаться, чем преодолевать трудности. Так постепенно появляется подросток, которому ничего не хочется и все скучно.
    Если это уже произошло, помочь ему понять, чего же он хочет, и развить в нем мотивацию к учебе будет сложнее — но стоит попробовать.
    Не противостоять. Если ребенок заявляет, что хочет быть блогером, можно предоставить ему такую возможность, но обговорить условия. Например, сказать, что в течение месяца в его блоге должно быть не менее 500 подписчиков. Не получилось? Дать еще одну попытку, но не более. А потом помочь прийти к выводу: быть блогером — это работа, для которой нужны определенные знания.
    Сила действия равна силе противодействия. Если начать противостоять тому, чем ребенок хочет заниматься, его желание станет еще сильнее. Позвольте волне вас захватить. Если родители не воспринимают потребности ребенка, со временем он перестает воспринимать их слова.
    Ограничивать желаемым. Ребенок обожает читать, но получил двойку по математике за то, что регулярно не делал домашние задания? Можно отказать ему в покупке новой книги, пока не исправит отметку. Но чтобы понимать, что именно может мотивировать ребенка, надо сначала разобраться в его желаниях.
    Помните, что родитель — ключевое звено в жизни ребенка и его опора!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике